Главная » Статьи » Буддизм

9 Качеств Будды /3 и 4 качества/
3. Качество "Виджджачарана Сампанна” (Vijj?carana Sampanna)

 

Будда наделен качеством «Araham», – безупречный в нравственности, и качеством «Samm?sambuddha», – Совершенно самостоятельно-Пробужденный, непревзойденный в мудрости. Но в этом мире людей, где так много вражды и соперничества для Будды недостаточно обладать только этими двумя качествами, чтобы быть совершенным прибежищем и защитником живых существ. Можем ли мы сказать, что даже среди нравственных, образованных людей не бывает соперничества и враждебности? Будде необходимо обладать всеми разновидностями могущества и силы, для того чтобы преодолеть все опасности, и защитить людей, которые пришли бы к нему со всем своим смирением и благоговением как к спасительному прибежищу, от всего враждебного. Будда действительно обладает всеми этими способностями и силами.

 

Вследствие обладания такого рода силами, люди того времени восторженно приветствовали его – «он тот, кто наделен Защитными силами (Vijj?carana sampanna)». В те дни этот термин часто использовался.

 

«Vijj?» это vijja pa???, знание, которое дает возможность демонстрировать свое могущество, свои силы. «Carana» это основной способ поведения или практики, предпринятый для того, чтобы овладеть vijja или могуществом (высшим знанием).

 

До Будды существовали ученые брахманы знавшие три веды и люди, достигшие jh?na abhi??as (умственной поглощенности и особым восприятием) посредством искусной практики различных carana.

 

Люди, опиравшиеся на эти jh?na, овладевали vijj? pa???, которая была связана со сверхестественными силами, такими как Dibbacakkhu N?na – сила божественного видения; Dibbasota N?na – сила божественного слуха; Pubbeniv?sa N?na, знание прошлых жизней; lddhivida N?na – сверхестественная психическая сила, в результате которой Будда обладал многими видами сверхнормальных способностей; Cetopariya N?na – знание умов других существ. Эти люди приобретали такие силы благодаря практике carana.

 

Без сомнения, Будда самостоятельно осуществил в высочайшей степени все эти практики carana, овладев непревзойденным знанием и мастерством. Достижение им Vijj? Pa??? посредством практики carana – непревзойденно.

 

В буддийской общине – Сангхе, дост. Махамоггаллана был вне конкуренции среди тех, кто обладал сверхъестественными способностями. Тем не менее, подобно Будде, он не мог совершить Yamaka patih?riya – двойное чудо с огнем и водой. Кроме того, существует множество чудес, которые могут быть явленны только полностью Пробужденными.

 

Посредством таких чудес Будда отвратил от неблагих путей большое количество людей.

 

Так как множество людей того времени услышало об этих (чудесах и сверхспособностях), качество Будды – «Vijj?carana sampanna» стало широко известно во всем мире.

 

С этими тремя качествами, а именно: качеством безупречной нравственности – «Araham»; качеством безграничной мудрости — «Samm?sambuddha»; качеством владения разнообразными видами способностей и сил «Vijj?carana sampanna», Будда мог смело провозгласить: «В этом мире, Я единственный в Совершенстве Самостоятельно Пробужденный». Будда действительно тот, кто обладает качествами, достойными нашего почитания, нашего поклонения и принятия в нем прибежища.

 

Должны ли Будды, даже хотя они и достойны такого почитания, оставаться в покое и самоудовлетворенности отшельнического уединения? Нет, не должны.

 

Будды должны учить всех живых существ Дхамме, которую они познали и постигли. Они должны основать общину – Сангху (Samgha) из числа своих последователей. Они также должны передавать знание Дхаммы людям, дэвам и брахмам, для того, чтобы тьма неведения рассеялась и свет дхаммы смог бы появиться и вести живых существ к «безопасному берегу» Нибб?ны.

 

Как Будде удалось справиться с такими важными задачами? Как оставшиеся качества стали известны во всем мире? Давайте продолжим и узнаем о них.

4. Качество "Сугато” (Sugato)

 

Сострадание Будды ко всем живым существам безгранично. Оком мудрости он искал тех, кто должен быть освобожден и тех, кто мог бы освободиться от круга повторных рождений (Sams?ra). С момента Пробуждения Будды и до времени «ухода», он был самой усердной и трудолюбивой личностью.

 

Разделив день на три периода, начиная с утренней зари и до рассвета следующего дня, он трудился на благо существ, удовлетворяя их умственные и физические потребности.

Когда Будда ходил и собирал подаяние, он, бывало, после получения пищи, непосредственно на месте сбора подаяния определял тех, кто был достоин Освобождения, или достоин того, чтобы утвердиться в Sot?patti magga и phala и так далее, или утвердиться в принятии Прибежища (saranagamana), или в том, чтобы придерживаться нравственных правил поведения. Вернувшись в монастырь, он преподавал монахам способы медитативной практики. Позже он произносил проповеди мирским последователям, которые приходили к нему выразить почтение. Затем с наступлением ночи, Будда снова произносил проповеди монахам, которые занимались медитативной практикой, помогая им в их усилии достичь Пути (Magga) и Плода (Phala). Около полуночи, когда Будда был совсем один, дэвы и брахмы приходили к нему, и он отвечал на их вопросы и разрешал трудности. Только во время последней трети первого часа, Будда, примерно на час двадцать шел спать; и даже в это время он не пребывал без осознанности и понимания.

 

В стремлении принести благо миру и всем людям, Будда с великим состраданием искал тех, кто был бы готов освободиться от круга рождений. Ночью или днем, если это было необходимо, Будда мог отправиться в любое место, используя любые подходящие возможности; посредством jh?na или пешком. Если это было для блага кого-то, и если присутствовала необходимость личного участия Будды, он всегда мог самостоятельно пойти и сделать это.

 

Каждый год Будда, оставался в одном месте только на время затворничества в сезон дождей (vassa). В течение оставшихся девяти месяцев он путешествовал по различным местам, многочисленным городам и краям, произнося свои проповеди, принося, таким образом, благо людям. Он неослабно трудился до тех пор, пока не покинул этот мир в возрасте восьмидесяти лет.

 

По этой причине, к нему обращались с такими словами восхваления и одобрения: «Приход Будды к нам действительно неоценим и благоприятен! В самом деле, куда бы он ни пришел, это приносит только хорошие последствия и результаты!» Так, Будду повсеместно восхваляли, и его качество «Sugata» стало хорошо известно повсюду в мире.

Категория: Буддизм | Добавил: Алёна (17.01.2011)
Просмотров: 1086 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: