Главная » Статьи » Православие

В категории материалов: 62
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Понимание христианства, как религии личного спасения, подозрительной ко всякому творчеству, опирается исключитель­но на аскетическую святоотеческую литературу, которая не есть все христианство и не есть вся святоотеческая литература. «Добротолюбие» как бы заслонило собой все остальное. В аскетике выражена вечная истина, которая входит во внутрен-30 ний духовный путь, как неизбежный момент. Но она не есть полнота христианской истины.
Героическая борьба с природой ветхого Адама, с греховными стра­стями выдвинула известную сторону христианской истины и преувеличила ее до всепоглощающих размеров. Истины, раскрывавшиеся в Евангелии и в апостольских посланиях, были отодвинуты на второй план, подавлены. В основу всего христианства, в основу всего духовного пути человека, пути спасения для вечной жизни было положено смирение. Человек должен смиряться, все же остальное приложится само собой.
Смирение есть единственный метод внутреннего духовного делания. Смирение заслоняет и подавляет любовь, которая от­крывается в Евангелии и является основой Нового Завета Бога с человеком. Онтологический смысл смирения заключается в реальной победе над самоут­верждающейся человеческой самостью, над греховной склонностью человека полагать центр тяжести жизни и источник жизни в себе самом, — смысл этот в преодолении гордыни.

Смысл смирения в реальном изменении и преображении чело­веческой природы, в господстве духовного человека над душевным и плотским человеком. Но смирение не должно подавлять и угашать дух. Смирение не есть внешнее послушание, покорность и подчинение. Человек может быть очень дисциплинирован, очень послушен и покорен и не иметь никакого сми­рения. Мы это видим например в коммунистической партии. Смирение есть дей­ствительное изменение духовной природы, а не внешнее подчинение, оставляющее природу неизменной, внутренняя работа над самим собой, освобождение себя от власти страстей, от низшей природы, которую человек принимает за свое истинное я. В смирении утверждается истинная иерархия бытия, духовный чело­век получает преобладание над душевным человеком, Бог получает пре­обладание над миром. Смирение есть путь самоочищения и самоопределения. Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление челове­ческой воли, свободное подчинение ее Истине.

Христианство не может отрицать смирения, как момента внутреннего духовного пути. Но смирение не есть цель духовной жизни. Смирение есть подчиненное средство. И смирение не есть единственное средство, не есть единственный путь духовной жизни. Внутренняя духовная жизнь безмерно сложнее и многограннее. И нельзя отвечать на все запросы духа проповедью смирения. И смирение может пониматься ложно и слишком внешне. Внутренней духовной жизни и внутреннему пути при­надлежат абсолютный примат, она первичнее, глубже, изначальнее всего нашего отношения к жизни общества и миpa. В духовном мире, из глубины духовного миpa определяется все наше отношение к жизни. Это — аксиома религии, аксиома мистики. Но возможно понимание смирения, извращающее всю нашу духовную жизнь, не вмещающее Божественной истины христианства, Божественной полноты. И в этом вся сложность вопроса.

Построение жизни на одном духе смирения и создает внешнюю авториторно-иерократическую систему. Bсе вопросы общественного устроения и культурного созидания решаются в применении к смирению. Хорош тот строй общества, в котором люди наиболее смиряются, наиболее послушны. Осуждается всякий строй жизни, в котором дано выражение творческим инстинктам человека. Так не решается ни один вопрос по существу, а лишь в отношении к тому, спо­собствует ли это смирению человека. Вырождение смирения ведет к тому, что оно перестает пониматься внутренно, сокровенно, как мистический акт, как явление внутренней духовной жизни. Смирение превращается во внешнюю систему жизне­устройства, подавляющую человека. Смирение в мистической своей сущности совсем не противоположно свободе, оно есть акт свободы и предполагает свободу. Только свободное смирение, свободное подчинение душевного человека человеку духовному имеет религиозное значение и ценность. Принудительное смирение, на­вязанное, определяющееся внешним строем жизни не имеет никакого значения для духовной жизни. Рабство и смирение — разные духовные состояния. Смиряюсь я сам в своем внутреннем духовном пути, в свободном акте полагаю в Боге, а не в своей самости, источник жизни. Для феноменологического анализа раскрывается, что моя свобода предшествует моему смирению. Смирение есть вну­треннее, сокровенное духовное состояние. Но выродившееся, деградировавшее смирение, смирение упадочное превращается во внешне навязанную, принудительную систему жизни, отрицающую свободу человека, принижающую человека. На почве смирения легко рождается лицемерие и ханжество. В то время как онтологический смысл смирения заключается в освобождении духовного человека, упадочное смирение держит человека в состоянии подавленности и угнетенности, сковывает его творческие силы.

Когда я смиряюсь перед волей Божией, когда я побеждаю в себе рабий бунт самости, я иду от свободы и иду к свободе. Самость порабощает меня, и я хочу освободиться от нее. Смирение есть один из методов перехода от состояния, в котором господствует низшая природа, к состоянию, в котором господствует высшая при­рода, т.е. оно означает возрастание человека, духовный его подъем.
Статьи | Просмотров: 774 | Добавил: Алёна | Дата: 06.02.2017 | Комментарии (0)

Сайт «Монашество в истории» разработан Иоанно-Предтеченским ставропигиальным женским монастырем. Он стал частью нового научного проекта, призванного объединить всех, кто интересуются историей христианского аскетизма и монашества
История | Просмотров: 813 | Author: Монашество в истории | Добавил: Евангела | Дата: 27.10.2016 | Комментарии (0)

"Большой православный Богословский энциклопедический словарь" 1913 г. "Православная Богословская энциклопедия" в 12 томах 1900 г., и др. дореволюционные православные книги.
Скачать/читать он-лайн
Книги | Просмотров: 817 | Добавил: naumchik | Дата: 10.10.2016 | Комментарии (3)

По этой ссылке можно почитать и послушать Житие Феофана Затворника, его проповедь о таинстве крещения, поучение ко спасению, а также "Письма" - они идут четвертым разделом под названием "Духовная жизнь".

"Письма" Феофана Затворника - это его переписка с его духовным чадом, которая живет в социуме. Переписка и все пояснения Батюшки - очень просты, но с другой стороны - очень глубоки в отношении расклада процессов, происходящих с человеком, который однажды дерзнул вступить на духовный путь.

Письма можно как читать, так и слушать
Книги | Просмотров: 785 | Добавил: Алёна | Дата: 19.09.2016 | Комментарии (0)

В сентябре 2016-го года вышла новая книга митрополита Антония Сурожского «Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности». Книга объединяет в себе 4 лекции Владыки: "красота и смысл", "красота и истина", "красота и реальность" и "значение уродства"



Здесь приведены три из четырех лекций книги (нет лекции "красота и истина")

Книги | Просмотров: 1076 | Добавил: Алёна | Дата: 18.09.2016 | Комментарии (2)

Страничка, посвященная отцу Иоанну Крестьянкину.
Ссылки на видео, книги...
Книги | Просмотров: 963 | Добавил: naumchik | Дата: 08.09.2016 | Комментарии (3)

Старчество – весьма своеобразное явление русской православной культуры, хотя и имеющее аналоги в истории, но достигшее расцвета тогда, когда эти аналоги давным-давно исчезли. Старец – это монах, обладающий особым даром Духа Святого, особой мудростью. Старец - искусный духовный врач.
В статье есть список самых известных старцев России, Украины и Белоруссии.
Читать он-лайн
Статьи | Просмотров: 697 | Добавил: naumchik | Дата: 07.09.2016 | Комментарии (0)

Предисловие
   Данная книга ни в коей мере не претендует на статус фундаментального научного исследования. Это – не более чем компиляция из ряда авторитетных современных исследований и публикаций. Содержание книги определяется содержанием курса, прочитанного автором в течение нескольких лет для студентов двух высших учебных заведений. Курс разрабатывался первоначально для студентов группы церковной журналистики на факультете журналистики МГУ, а затем дорабатывался и расширялся, когда автор читал его на историко-филологическом, богословско-философском и библейско-патрологическом факультетах Российского Православного Университета.
История | Просмотров: 860 | Добавил: Алёна | Дата: 20.05.2016 | Комментарии (0)

Нагорная Проповедь. Евангелие от Матфея.
Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит сущность евангельского учения.
Читать онлайн.
Статьи | Просмотров: 819 | Добавил: naumchik | Дата: 12.04.2016 | Комментарии (1)

Ни один из учебников по Закону Божию не имел и не имеет до сих пор такой популярности, как учебник протоиерея Серафима Слободского. Написанный еще в 1957 году для нашей эмиграции в Америке.

Он выдержал несколько переизданий на русском и английском языках и на протяжении уже многих лет был основным пособием по Закону Божию для воскресных и церковных общеобразовательных школ, для детей и взрослых. Произошло это во многом благодаря тому, что в свое время учебник протоиерея Серафима стал "новым словом" в данной области. Для времени выхода книги в свет она была самым современным по языку, стилю и форме изложения учебником.
Книги | Просмотров: 1025 | Добавил: Татьяна | Дата: 15.02.2016 | Комментарии (1)

1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-62