Главная » Статьи » Статьи

9 препятствий на пути практикующих йогу
Я хотел привести список из девяти препятствий, которые дает Патанджали Муни в «Йога-сутрах». Он, описывая путь йоги, говорит, что есть девять препятствий, с которыми любой человек, практикующий йогу, сталкивается. Эти вещи у нас тоже есть.

Первое, с чем сталкивается человек на духовном пути, это болезнь. Очень часто эта болезнь имеет психосоматический характер. Большая часть наших болезней – способ уйти от какой-то проблемы. Как в детстве, кто-нибудь думал из вас, как не пойти в школу, на экзамен, на контрольную? Хорошо бы заболеть. Это определенная психологическая стратегия, которая в уме у нас закрепляется.
Точно также иногда люди, становясь на духовный путь, вдруг заболевают. До этого здоровые были, а тут вдруг они начинают испытывать какие-то болезни. Если посмотреть на преданных, то все они очень больные, хотя казалось бы самое здоровое питание, самый здоровый образ жизни. Часто все это идет от ума. Потому что болезнь определенные преимущества дает. Болезнь – это очень хороший способ скрыться.

Второе – это умственная лень или отсутствие интереса. «Неинтересно. Слышал уже. Все знаю. Сколько можно?» И это тоже, как и болезнь, делает наше тело слабым.

Третье препятствие – сомнения, нерешительность, колебания. И сомнения – это очень ценная вещь. Кришна будет об этом в «Бхагават-гите» говорить, что человек прячет сомнения очень глубоко, потому что они ему нужны для того, чтобы найти какую-то уловку. Сомнения мы храним до самого конца. Если у меня есть сомнения, я могу в любой момент сказать: «А зачем мне это делать?» Это некий черный ход, который мы для себя оставляем, чтобы, если нужно, куда-то уйти.

Четвертая вещь – это прамада. Прамада значит невнимательность. Это самая знаменитая небрежность или невнимательность, о которой в самом конце говорят, когда десять оскорблений святого имени перечисляют. Это то же некое препятствие нашего ума. Другой перевод с санскрита слова «прамада» – это гордыня. Невнимательность на чем основана? О себе я думаю. Невнимательность или небрежность, невнимательность к другим, все формы невнимательности или небрежности, которые у нас есть, они имеют одну природу – сосредоточенность на самом себе, эгоцентризм.

Пятое – это физическая лень. Это влияние тама-гуны. Когда человек читает мантру и засыпает или в самадхи попадает бесповоротно и окончательно.

Шестое препятствие – склонность к избыточным чувствам и наслаждениям. Откуда ни возьмись вылезает эта штука, которую как будто бы уже давно оставил, но она вдруг появляется и начинает тянуть в свою сторону.
Три последние препятствия очень любопытные. Они тоже имеют непосредственное отношение к нам с вами.

Седьмая – это различные видения, голоса, сны, откровения, которые я на духовном пути получаю. Если посмотреть большинство людей с этими откровениями, которые книги пишут – это продукт того, что человек не дошел до конца. Ему кажется, что он все получил. Он контактером стал. Это когда ум начинает обманывать нас: «Посмотри, посмотри, у тебя все хорошо. Ты уже такого достиг, что информацию считываешь из самых высших слоев атмосферы». И человек такую информацию выдает, как истину в последней инстанции. Он становится пророком. Много этих лжепророков есть.

Восьмое – это метания. Даже на этом уровне человек еще не может сосредоточиться полностью на духовном пути. Он меняет какое-то свое положение, мечется.

Девятое – это чита викшепа. Шрила Джива Госвами называет эту вещь также последним препятствием на стадии анартха-нивритти. Он говорит, что человек достигает ништхи или стабильности, когда он преодолевает чита викшепу. Чита викшепа значит метания нашего сознания или неспособность оставаться на том же уровне, когда я то ниже, то выше. Когда сегодня у меня все хорошо. Завтра – похуже. Послезавтра – еще лучше. Постоянно склонен к каким-то падениям, к отступлениям.

Это девять препятствий, которые в йоге описаны. Это препятствия на пути к самадхи или на пути к внечувственному осознанию или реализации получения знания другими способами. Патанджали Муни дает очень хороший рецепт от них от всех.
Он говорит, что есть один способ все эти препятствия преодолеть или оставить позади – эка татва абьяса, буквально, значит практика единой истины, понимание того, что цель одна и нужно идти. Иначе говоря, если по-простому переводить эту сутру из «Йога-сутры» Патанджали, то рецепт, который он дает: «Просто продолжай!».

Если мы посмотрим всю сумму этих проблем или препятствий, с которыми мы сталкиваемся на духовном пути, то увидим, что все они имеют одну и ту же природу: лень, летаргия, фатализм, кажущаяся покорность судьбе, то, что Кришна определяет одним единственным словом: «Сражайся, Арджуна!» .
И соответственно рецепт есть прямо противоположное этому. Проблема в том, что я не хочу сражаться. У меня сил нет. Мне хочется оставить все, бросить все. Не хочу бороться со своими материальными привязанностями.
Поэтому рецепт один, который Кришна дает бескомпромиссно: «Сражайся, сражайся, сражайся». И самое удивительное в том, и Кришна объясняет это в «Бхагават-гите», что человеку и не надо самому сражаться. Единственное, что от нас требуется – это хотеть сражаться. Все остальное Кришна сделает.

Бхакти Вигьяна Госвами, Ахтуба (21.07.2009)
Категория: Статьи | Добавил: Мария (27.07.2016)
Просмотров: 1361 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: