Татьяна | Дата: Пятница, 02.04.2021, 04:42 | Сообщение # 6443 |
 Рыцарь света
Группа: Администраторы
Сообщений: 1172
Статус: Оффлайн
| Любовь поделилась:
Каждый человек, который живёт в страдании, обычно кого-то обвиняет. Кто колдунов, кто домочадцев, кто собственный характер, кто государственную власть, кто погоду. То есть человек всё время находит нечто вокруг него, что можно обвинить, а некоторые и Бога обвиняют, что Бог не такой. Человек в крайней форме беснования обвиняет самого Бога. Открытый ропот на Бога есть признак того, что душа захвачена бесами. А так каждый человек – абсолютно каждый – является бесноватым. И Христос пришёл на землю, для того чтобы всех тех, кто пожелает, освободить от этого состояния бесноватости. И это в большей или меньшей степени происходит с каждым человеком начиная с младенца, который может бесноваться, всякие истерики закатывать и делать «что хочу» вопреки здравому смыслу и собственной пользе и заканчивая глубокими стариками, которые могут и капризничать, и отказываться принимать лекарства и вообще какую-то пытаться вести в доме политику, чем мучить и себя, и всех окружающих. Вещь обычная: дети мучают родителей, родители мучают детей, мужья – жён, жёны – мужей. И так вот живут мрачные бесноватые люди и всем досаждают, творят всякие неприятности, досаду, живут такие угрюмые, очень раздражительные, чрезвычайно нетерпеливые и мучаются. Им даже в голову не приходит, что они, бедные, уже давно живут в аду. Некоторые приходят даже в церковь. Я обычно у таких спрашиваю: "А зачем ты приходишь? Какой в этом смысл?". Никакого. Если человек ходит в церковь, предполагается, что что он хочет стать учеником Христовым. А в этом случае надо начинать покаяние. А если покаяния нет, то никакого в этом смысле нет. И вот вам пример того, что в этом отсутствует всякий смысл: водят-водят ребёнка в храм, он вырастает и в 12-13 лет уже отказывается ходить.
Почему? А он не понимает, а что сюда ходить, зачем это нужно. И очень трудно человека заставить делать бессмысленные вещи. Но очень легко чрезвычайно важную вещь, которую для нашего спасения Господь затеял, превратить в бессмыслицу. И беснование в этом, собственно, и выражается, чтоб всё наше житие превратить в бессмыслицу. Бессмыслица – создание семьи. Бессмыслица – учиться в каком-то ВУЗе. Бессмыслица – рожать детей, которые к 10-12 годам выпрягаются, и ничего от них, кроме расстройств, нет. Ну а потом в довершение всего ещё и муж уходит. То есть вообще такую живём жизнь, в результате которой всё рассыпается, всё. Спрашивается, зачем столько страданий? Не «зачем». Человек не хочет страдать. Не только человек, но и лягушка, снегирь – никто не хочет страдать. А страдать заставляет бес, который в человеке, а лучше сказать, легион, потому что я не встречал человека, у которого был бы один бес, это всегда целая группа. Бывает в отдельных случаях, когда один бес выгоняет другого беса. Самый распространённый случай я в нашей деревне встретил. Жил у меня сосед, он был одержим бесом пьянства, обычное в деревне явление. Но не пил. А почему? Бес жадности оказался сильнее: он не мог истратить ни копейки денег на алкоголь, поэтому он старался за счёт других пить или поменять картошку на самогон. Вот как-то так. Или пил одеколон. Я не представляю, как его можно пить, но это ему оказывалось дешевле. Вот как бывает, когда один бес изгоняет другого, потому что у некоторых из этой братии совершенно непримиримый антагонизм. Когда-то в молодости я об этом читал, а однажды наглядно это увидел. Думаю: "Как же он терпит и не пьёт?". Тем более, доступность очень большая. А вот ограниченность в денежных знаках играла службу ограничения его в пьянстве. Христос для того пришёл на землю, чтобы каждый человек осознал свою бесноватость, перестал бедных других бесноватых, своих братьев по населению земного шара, осуждать за то же самое. Бесов, конечно, много. Есть основные, их имена согласуются с названиями основных смертных грехов, но есть ещё очень много всяких второстепенных. Например, если человек одержим бесом гордости, а это сто процентов населения, то обязательно этот же человек будет и тщеславен. Бес гордости побольше, а бес тщеславия – поменьше, но живут вместе, свив гнездо в сердце человека.
Протоиерей Димитрий Смирнов
СУЩНОСТЬ ГОРДОСТИ / Схиигумен Савва (Остапенко) Часть 1 Гордость – это страшная душевная болезнь, которая очень трудно излечивается. Нет более мерзкого греха пред Богом, как гордость. Святые Отцы называют ее «семенем сатаны». Гордость – это крайняя самоуверенность с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди спасти его не могут, когда болезнь достигает последней стадии. Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил сопротивлением Богу, то есть гордостью, и весь род человеческий вводит в эту пагубную страсть. Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведет войну против Бога, как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе против Бога ради того, чтобы выйти из повиновения Ему и жить по своей воле. Когда гордый, тщеславный, самолюбивый, славолюбивый, властолюбивый, жестокий, гневливый, завистливый, высокомерный, надменный, непослушный и другие удовлетворяют своей страсти и ради своего «Я» унижают других, то этим они как бы меч поднимают на Бога и как бы говорят Христу: «Не хотим мы следовать Твоему примеру, не хотим быть кроткими и незлобивыми! Не нравится нам Твой закон! Пускай они нам покоряются и служат, а не мы им!» Избави, Господи, от такого помрачения! О, как страшно, Д.! Не думай, что в этих словах преувеличение. С гордыми обычно так и бывает. Если вовремя они не остановятся, не покаются, то становятся богопротивниками. Через всякий грех, даже малый, в душе ослабевает благодать Божия, а через смертный грех люди теряют ее совершенно и делаются достойными вечного наказания. Гордые выходят из-под власти закона Божия, поэтому сами себя лишают защиты и покровительства Божия. Они терпят поражение на всех путях своих. Живя в теле, они уже мертвы душой и еще при жизни испытывают геенские муки: одиночество, мрачное уныние, тоску, злобу, ненависть и отчаяние....
Сущность гордости. Часть 2 Схиигумен Савва (Остапенко)
Симптомы и развитие болезни Грех гордости по своему развитию имеет несколько стадий и начинается он с тщеславия. Симптомы тщеславия: жажда похвал; нетерпение обличений, вразумлений и упреков; мнительность, подозрительность, злопамятство, осуждение других, трудности просить прощения, искание легких путей; постоянная игра, как на сцене, в присутствии посторонних, с целью показать себя с благочестивой стороны, тщательно скрывая свои страсти и пороки. Человек перестает видеть свои грехи, не замечает своих недостатков, начинает умалять (уменьшать) свою вину или вовсе отрицать ее, а иногда даже слагает ее на других. Знания же свои, опыт, способности и добродетели начинает преувеличивать и переоценивать. По мере развития болезни в своем мнении о себе он возрастает до великого, достойного славы. Поэтому болезнь эта так и называется: манией величия. В таком состоянии человек не только осуждает других, но начинает даже презирать и гнушаться ими, и даже делает им зло. Избави нас, Господи, от этого! А когда больному кажется, что его никто не понимает, никто не любит, но все преследуют его и хотят сделать ему зло, тогда болезнь эта именуется манией преследования. Мания величия и мания преследования – самые распространенные формы душевной болезни. Эти болезни связаны с повышенным самоощущением, самоценом, когда преувеличенное чувство собственного достоинства вызывает презрение и враждебное отношение к людям. Гордец всегда недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни, поэтому он и доходит иногда до отчаяния, богохульства, прелести2, а иногда и самоубийства. В начальной стадии гордость трудно бывает распознать. Только опытный духовник или психолог могут безошибочно определить зарождение этой страсти. Человек ведет себя как будто нормально, но опытный глаз усматривает в нем начало болезни. Человек доволен собой. У него хорошее настроение: он напевает, улыбается, даже часто смеется и порой без причины громко хохочет; оригинальничает, острит; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное «Я», но от одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как «майская роза» и начинает порхать как мотылек. Но, в общем, в этой стадии настроение у него остается светлым. Далее, если человек не приходит в сознание своей греховности, не кается и не исправляется, то болезнь развивается и обостряется. У человека появляется искренняя уверенность в своем превосходстве над другими. Эта уверенность быстро переходит в страсть командования, и он начинает распоряжаться чужим вниманием, чужим временем и чужими силами по своему усмотрению. Он становится нагл и нахален: за все берется, даже если портит дело, во все вмешивается, даже в чужие семьи. В этой стадии настроение гордого человека портится, потому что он часто встречает отпор окружающих. Постепенно он становится все более и более раздражительным, упрямым, сварливым, несносным для всех. Естественно, его начинают избегать, но он убежден в своей правоте и считает, что его просто никто не хочет понять, поэтому порывает со всеми. Злоба и ненависть, презрение и надменность поселяются и утверждаются в его сердце. Душа становится темной и холодной, ум помрачается, и человек выходит из всякого повиновения. Его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других и доказать свою «правоту». Вот такие-то гордецы и создают расколы и ереси. В следующей стадии развития болезни человек разрывает и с Богом... Все, что он имеет, в том числе способности и некоторые добродетели, все это он приписывает себе. Он уверен, что жизнь свою может устроить без посторонней помощи и может сам приобрести все нужное для жизни. Он чувствует себя богатырем даже при слабом здоровье. Превозносится своею «мудростью», своими познаниями и гордится всем, что имеет. Молитва же его становится неискренняя, холодная, без сокрушения сердечного, а потом он и вовсе перестает молиться. Состояние души его становится невыразимо мрачное и беспросветное, но вместе с тем он искренне убежден в правоте своего пути и с поспешностью продолжает идти к своей погибели...
СУЩНОСТЬ Гордости. ЧАсть 3. Заключительная.
Как распознать в себе гордость? На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» – Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко». Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься». И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет». Схиигумен Савва (Остапенко)
|
|
| |