[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Любовь  
Форум » Мир начинается с меня » Реально-творческое общение » Уроки Богословия (Лекции профессора А.И.Осипова и др. теологов современности)
Уроки Богословия
ЛюбовьДата: Вторник, 01.05.2012, 18:42 | Сообщение # 1
Министр магии
Группа: Модераторы
Сообщений: 20580
Статус: Оффлайн
Прикрепления: 2238870.jpg (21.2 Kb)


Сообщение отредактировал Любовь - Вторник, 01.05.2012, 07:31
 
ЕвангелаДата: Пятница, 01.04.2016, 19:41 | Сообщение # 2817
Группа: Удаленные





От паперти к алтарю. Как устроен православный храм

Вопрос:
"Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и
тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу
много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой
Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала – чтобы его поцеловать, и я,
не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не
толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать
женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех. Не
подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю
детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над
детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день
получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед
телевизором, а с молитвословом. И если я и зашла в церкви куда не следует, то
не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?"

Ответ: Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи
отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а
только священник – в Таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не
своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме.
Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это
на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную
пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя,
лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и
стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой. Грех ли вы
совершили, наступив туда, куда не положено?Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались
так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной
радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не
случалось, сегодня у нас небольшой ликбез. Как вы уже, наверное, заметили, для
описания, происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не
церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий
предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо
более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи. Перечитайте нашу
классику, там вы встретите и "паперть", и "алтарь", и
"амвон" – все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма
привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы,
то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не
спасет нас от досадных провалов. Ведь никто не берется изучать высшую
математику, не пройдя курса арифметики и алгебры. Впрочем, все поправимо, тем
более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь
полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

Три части храма.

В Библии рассказывается о том,как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему. Скиния
Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя
часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники
для приношения жертвы, она называлась "святая"; и затем третья часть,
"святая святых", куда первосвященники могли входить только раз в год.
Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех
частей: входной части, называемой притвором, – это то, что притворяет храм,
средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся, и третья часть –
"святая святых", алтарь, отделенный от остального храма иконостасом –
рядами икон. В алтаре находится главное место всего храма – святой престол, на
котором совершается главное таинство Церкви – Таинство Евхаристии. Когда
возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу
Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.

Зачем мы ходим в храм?

Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться. В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них – Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина
верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой – так происходит
единение верующих с Господом. Таинство Евхаристии совершается священством на
святом престоле.

Главное место храма.

Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол – четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого – распорки, шипы – тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения. Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его
распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей
мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс –
шелковый плат, который используется во время Литургии. Традиция совершения
таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда
богослужение совершалось в катакомбах.

Амвон, солея, клирос.

Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч.
"возвышение"). Завершается солея круглым выступом – амвоном (с греч."восхожу"). И солея, и амвон являются продолжением алтаря. То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом. Греческим словом "клир", дословно означающим "жребий, надел", называют священнослужителей, ну а клирос – место для церковного хора. Помните блоковское: "Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в
чужом краю..."?  

Женщина и святая святых.

От девушек, поющих на клиросе,перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии
женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь
нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон – части алтаря, запрет касается и этих частей храма.

Иконостас – лицо храма.

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на
молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы. Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, "грядя на вольные страдания". Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат, в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать
богослужение. На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо
Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской
православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева
всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой
стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать
икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм. В
устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она
начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам,
пророческий ряд.
В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.


Сообщение отредактировал allamon - Пятница, 01.04.2016, 19:56
 
ЕвангелаДата: Пятница, 01.04.2016, 19:58 | Сообщение # 2818
Группа: Удаленные





Прикрепления: 2370538.jpg (123.5 Kb)
 
ИринаДата: Суббота, 02.04.2016, 15:35 | Сообщение # 2819
Министр магии
Группа: Проверенные
Сообщений: 5573
Статус: Оффлайн
Спасибо, Алла, полезная для меня информация.
 
МарияДата: Суббота, 02.04.2016, 23:19 | Сообщение # 2820
Группа: Удаленные





Интересно, что у мусульман нет монашества... нет пути одиночества.. Все через общение, взаимодействие. На семью Аллах возложил основную ответственность ( " Семейная жизнь - ступень, ведущая к Аллаху двоих..") , нужно поддерживать не только свою маленькую семью,но и всех родственников, которых знаешь, близких и далеких, укреплять родственные связи. Даже если кто-то оступился, через "не могу" (" ..помочь людям обрести рай..советом, поддержкой") .

Цели создания семьи:
1. Совместное служение Аллаху. В семье должны быть любовь и согласие, духовный союз. Жена выбирается по 4 признакам, но если ты выберешь первый - религиозный, то никогда не ошибешься.
2.Рождение и воспитание детей, продолжение рода.
Муж и жена должны быть равноправными союзниками, на них возлагается большая ответственность. "..Ваши дома должны стать оплотом душевного равновесия и райской любви..Жить так, чтобы райская любовь царила"
 
ЛюбовьДата: Воскресенье, 03.04.2016, 03:25 | Сообщение # 2821
Министр магии
Группа: Модераторы
Сообщений: 20580
Статус: Оффлайн
В одиночку пришли, в одиночку уйдем. А в промежуточной части - есть на кого опереться.
Если ты не готов к мирам больших взаимодействий, то немало навести порядок в семье, создавая хотя бы для своих клочок Рая. Так по чуть чуть и появилось лоскутное одеяло.
Через личное полюбить и принять чужое. С перспективой то вернее будет.
 
ЕвангелаДата: Воскресенье, 03.04.2016, 08:20 | Сообщение # 2822
Группа: Удаленные





Нет одиночества изначально, если Бога обрел, даже если живешь один в тайге. В моей жизни одиночества нет вообще..... Всегда есть чему учиться..... Вот с Любанечкой еще одно измерение обрела

ИЕРАРХИЯ АНГЕЛОВ

Небесная иерархия состоит из трех ликов.
Каждый лик имеет три чина:
1. Высший лик - Ссерафимы, Херувимы и Престолы;
2. Средний – Господства, Силы и Власти;
3. Низший – Начала, Архангелы и Ангелы.

Высочайшим ликом ангельским являются - Серафимы. Имя их значит пламенные, огненные. Непосредственно и непрерывно предстоят Тому, Кто есть любовь, Кто живет в свете неприступном, и, Которого престол есть пламень огненный, серафимы горят высшей любовью к Богу, и этот огонь любви воспламеняет и других.

Второй чин старшего лика составляют - Херувимы, имя которых значит разумение или ведение. По этой причине их именуют многоочими. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростью, они другим изливают премудрость Божию.

Третий чин старшего лика – Престолы, называемые богоносными не существом, но служением, на которых Бог благодатно и непостижимо почивает. Через этот лик Бог являет Свое величие и правосудие.

Старший чин среднего лика составляют - Господства, которые господствуют над низшими ангелами. Добротно и радостно служа Богу, они сообщают и живущим на земле силу благоразумного владения собой и мудрого устроения себя; учат владеть чувствами, смирять бесчинные вожделения и страсти, плоть порабощать духу, господствовать над волей и побеждать искушения.

За Господствами в среднем лике следуют - Силы, через которые Бог творит знамения и чудеса для славы Божией, для помощи и укрепления нуждающимся и обремененным.

К низшему чину среднего лика принадлежат - Власти, которые имеют большую власть над дьяволом, побеждают его, охраняют человека от искушений его и укрепляют в подвигах благочестия. Некоторые святые отцы полагают, что ангел-хранитель апостола Петра, выведший его из темницы, принадлежал к этому чину ангельскому.

В низшем лике небесной иерархии находятся: в первом чине - Начала, которые начальствуют над младшими ангелами, назначают должности, распределяют служения между ними, управляют царствами и обществами человеческими.

Предпоследний чин составляют - Архангелы, благовестники и провозвестники таинств Божиих, и сообщают волю Божию людям.

Последний чин именуется просто - Ангелами, ближайшими к людям бесплотными духами. Они-то преимущественно и посылаются в мир, в качестве наших Ангелов-хранителей.

В своих молитвах мы очень часто просим изменить обстоятельства, и почти никогда — себя.


Сообщение отредактировал allamon - Воскресенье, 03.04.2016, 08:22
 
ЛюбовьДата: Воскресенье, 03.04.2016, 09:36 | Сообщение # 2823
Министр магии
Группа: Модераторы
Сообщений: 20580
Статус: Оффлайн
Ах, как своевременно, дорогая! вчера у нас "Херувимский гимн" звучал Византийский, от Олечки Питерской! Попозже еще перечитаю.
 
МарияДата: Воскресенье, 03.04.2016, 10:27 | Сообщение # 2824
Группа: Удаленные





Сейчас 3 неделя Великого Поста Крестопоклонная, богослужения в православных храмах посвящены символу христианства – Кресту, на котором был распят Сын Божий..
Мысли Святого Феофана Затворника:
"(Евр.4:14–5:6Мк.8:34–9:1)«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34).
За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста; и все, идущие за Ним, непременно идут с крестом. 
Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. 
Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!"


Сообщение отредактировал Марья - Воскресенье, 03.04.2016, 10:28
 
Форум » Мир начинается с меня » Реально-творческое общение » Уроки Богословия (Лекции профессора А.И.Осипова и др. теологов современности)
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Текст сообщения:
Опции сообщения:
Код безопасности: